ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

Г. Каттнер в полуироническом рассказе «Авессалом» (1946) изображает
юного гения-математика. Авессалом не просто самородок, его отец тоже
математический гений Но Авессалом относится к собственному отцу как к
предыдущей ступени эволюции. Тому есть одно утешение — у Авессалома тоже
будут дети В рассказе С. Корнблат «Гомес» (1954) простой
латиноамериканский паренек обнаруживает удивительные способности к
счету.
 

Он перемножает в уме многозначные числа, решает
одновременно несколько сложных задач, хотя нигде не учился Его
замечают, его карьера идет в гору, но в итоге он становится кем-то вроде
раба или, точнее, живой счетной машинки на службе у американского
военного комплекса, правда машинки дорогостоящей Но все равно Гомесу
такая жизнь не в радость, он притворяется, что утратил былые
способности, и обретает свободу Дар математика — врожденный, но
возможность раскрыть его заключается не только в природной склонности,
но и в тренировке и соответствующем образовании.
 
Известны случаи, когда
люди из глубинки оказывались талантливыми математиками и самостоятельно
формулировали многие математические принципы. Но их трагедия в том, что,
живя в отрыве от науки, не имея должного образования, свои таланты они
растратили на «изобретение велосипеда» и не были востребованы. Правда,
самым настырным и талантливым удалось привлечь к себе внимание: так,
индус Сриниваса Рамануджан Айенгар (1887-1920) был замечен
современниками и получил мировое признание как один из самых талантливых
самобытных математических гениев.