Международный авиационно-космический салон МАКС

В конце августа на подмосковном аэродроме «Раменское» в Жуковском прошел XI международный авиационно-космический салон МАКС. Первые дни авиасалон был доступен исключительно для vip- персон: специалисты и бизнесмены знакомились с новинками отрасли, попутно налаживая деловые связи и заключая соглашения. Последние три дня на МАКС мог попасть любой желающий, а администрация, специально для фанатов авиации, расширила летную программу мероприятия.
 

Нельзя сказать, что в первые дни авиасалон был безлюден, но как только вход на МАКС открыли для всех — на просторном аэродроме стало тесно. В утренние часы, чтобы посмотреть на полеты приходилось простаивать чуть ли не часовую очередь на вход, а когда в субботу полил дождь, встал вопрос о том, как эвакуировать в город посетителей авиасалона, коих было больше, чем жителей города Жуковский.
 
 
Условно экспозицию авиасалона можно разделить на три части: выставка на открытом воздухе (где были размещены самолеты, вертолеты, беспилотники и даже средства ПВО), выставки в помещениях (здесь вниманию зрителя предлагались различные агрегаты, приспособления и пр.) и выставку в воздухе (там ничего не замирало, а все двигалось, летало и крутилось).
 
 

Самолеты и вертолеты на земле время от времени покидали свои места, чтобы показать свои возможности в деле, но до тех пор внимательно изучались посетителями и их фотоаппаратами.

Что интересно, пилотов можно было увидеть в основном около зарубежных, а не отечественных аппаратов. Около учебно- тренировочного и легкого ударного сербского самолета «Ласта-95» массовым расспросам подвергался сербский пилот, который то ли на чистом сербском, то ли на очень плохом русском старался удовлетворить любопытство каждого: «Общая длина аппарата почти 8 метров… Размах крыла — 9, максимальная взлетная масса — 1150 килограмм… Максимальная скорость полета — 320 км/ч, а рабочий потолок — 6000 метров».
 
Среди вертолетов был популярен боевой аппарат Ка-52 «Аллигатор», ставший развитым воплощением модели знаменитой «Черной акулы» Ка-50. Первый опытный образец этой боевой машины появился в июне 2008-го года, а эксплуатироваться начал всего два года назад. На сегодняшний день насчитывается более 30 таких вертолетов. «Аллигатор» имеет длину 16 м и размах крыла 7,3 м. В его комплектацию входит одна 30-миллиметровая пушка 2А42 с боезапасом в 460 снарядов, также машина имеет (с 2012-го года) шесть точек подвески, на которые можно установить ракеты класса «воздух-земля»: «Вихрь» или «Атака», либо класса «воздух- воздух» — «Игла-В».
Длина фюзеляжа — 14,2 м, длина несущего винта — 14,5 м. Вертолет может развивать скорость до 350 км/ч и перемещаться на расстояние в 1110 км, подниматься на высоту до 5500 метров.
 
Кроме боевых машин, на МАКСе можно было увидеть и более мирные аппараты. Давно зарекомендовавший себя многоцелевой вертолет МИ-8 был представлен на МАКСе как минимум в двух комплектациях, предназначенных для специальных гражданских служб. Знакомый по сводкам новостей его вариант, предназначенный для службы спасения, многие посетители авиасалона узнавали издали, хотя, возможно, на верную мысль их наводила аббревиатура МЧС на борту аппарата.

Более экзотичной модификацией для российского пейзажа оказался укомплектованный для полиции МИ-8 АМТШ, экспортерам известный под маркировкой МИ-171Ш. Этот транспортно-штурмовой вертолет, хотя и не был оснащен комплектом вооружения, эквивалентным МИ-24 (будем надеяться и не нужным для исполнения его обязанностей), наводил на мысль, что закон и порядок восторжествуют во всех уголках страны. Экипаж вертолета состоит из трех человек, при этом он способен транспортировать 27 пассажиров. Диаметр его несущего винта составляет 21,3 м, а длина с вращающимся винтом — более 25 м. Его максимальная скорость — 250 км/ч, максимальная масса при взлете достигает 13 тыс. кг (пустой аппарат весит 6913 кг).

Беспилотники также привлекали зрителей. Машины удивляли своей компактностью и блестящими корпусами настолько, что народ даже норовил проверить, настоящие ли это летательные аппараты на ощупь. Особенно манили экспонаты с предупреждающими надписями: «Не трогать».
Были представлены и реконструкции летательных аппаратов начала XX века, которые пользовались, порой, просто ажиотажным спросом у посетителей.

Время от времени в толчее посетителей появлялись летчики, они выделялись волевыми и счастливыми лицами, а кроме того, были одеты в летную форму с именными нашивками. Люди обступали пилотов и спрашивали: «Где Super Jet стоит, не подскажете?». Те указывали верное направление. Впрочем, самолет было найти не так- то просто.
 
 

Прототип Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) создан в 2008-м году, серийное производство самолета началось в 2010-м году. Экипаж состоит из двух пилотов и двух бортпроводников. Пассажировместимость аппарата — 98 человек, грузоподъемность — 12245 кг. Длина SSJ 100 — 29,9 м, размах крыла — 27,8 м. Практическая дальность достигает 4570 км.

Представители украинского акционерного общества «Мотор СИЧ», специализирующегося на разработке и производстве газотурбинных двигателей, были удивлены вопросами некоторых посетителей. Те с интересом спрашивали о зарекомендовавших себя временем продуктах компании. Так, завязывались разговоры не столько о технологиях, сколько о давно прошедших временах. А рядом, на стендах, располагались модификации тех самых двигателей.

Однако МАКС — это не моторы и турбины на земле, а летательные аппараты в воздухе. Небо над аэродромом «Раменское» в дни авиасалона населили летчики-испытатели высочайшего класса. Кроме российских пилотажных групп знаменитых «Стрижей», «Русских витязей», «Соколов России» и многих других, посетителям авиасалона свое мастерство показали летчики из Украины, Швейцарии, Франции, Латвии и Китая.
Над головами зрителей постоянно парили «Сухие», «МиГи», «Яки» и даже Airbus 380, выделяющийся своим размером. Показали себя в полете и вертолеты, возглавляемые пилотажной группой «Беркуты» на шести Ми-28. Но «гвоздем» летной программы, наверное, стал полет Сергея Богдана на многоцелевом истребителе пятого поколения Т-50, разработанного ОКБ «Сухого».
 
Этот аппарат совершил свой первый полет в 2010-м году, а на МАКСе впервые продемонстрировал свои возможности широкой публике. Его длина составляет 19,4 м, размах крыла — 14 м.
 
Масса пустого аппарата — 18500 кг, а полностью заправленного — 30610 кг. Предельная скорость на высоте составляет 2600 км/ч, практический потолок — 20000 м, продолжительность полета — 5,8 ч.
 
 

Впервые на авиасалоне прошел международный авиационный конгресс, на котором представители власти и бизнеса обсудили конкуренцию и финансирование отрасли, вопросы формирования кадров, а также перспективные материалы и развитие региональных перевозок в России. Впрочем, все это, как и многие другие важные для авиации события, прошли за закрытыми для широкой публики дверями.